ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Поиск
|
ИгралочкаИ Г Р А Л О Ч К А для детей от 3 до 7 лет Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова
· Соответствует ФГОС ДО. · Обеспечивает условия для реализации Концепция развития математического образования на дошкольном уровне. · Построен на уникальной методике обучения математике. · Обеспечивает преемственность с курсом «Учусь учиться» НШ и ОШ. · Имеет полное методическое обучение. · Включает готовые сценарии занятий в технологии «Ситуация». Курс математики «Игралочка» авторов Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасовой предназначен для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, их познавательного, интеллектуального и личностного развития. Непосредственным продолжением данного курса является курс математики «Учусь учиться» для начальной и средней школы авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон и др. Курс «Игралочка» может быть реализован в детских садах, Центрах развития, прогимназиях, школах и других образовательных организациях, имеющих дошкольные образовательные группы (с разной продолжительностью пребывания в них детей в течение суток). Кроме того, данный курс может быть эффективно использован для индивидуальной работы с детьми, в том числе и в условиях семейного образования. В освоение курса «Игралочка» можно включаться на любом этапе дошкольного образования в следующих вариантах: • для детей 3-4 лет и 4-5 лет – начиная с курса «Игралочка»; • для детей 5-6 лет и 6-7 лет – начиная с курса «Игралочка – ступенька к школе». «Игралочка» может использоваться не только как самостоятельный курс математического развития дошкольников (в соответствии с п. 2.11.2. ФГОС дошкольного образования), но и в качестве одного из разделов образовательной области «Познавательное развитие» комплексной программы дошкольного образования «Мир открытий». В основу курса «Игралочка» положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход, представленная в непрерывной образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»). Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от следующих ступеней – начального и среднего образования – заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игре, а не в учебной деятельности. Именно поэтому данный курс по формированию элементарных математических представлений и называется «Игралочка». Он строится на системе дидактических игр и оптимальных для детей дошкольного возраста форм работы с детьми (беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игры с правилами, опыты, моделирование, экспериментирование и др.).
Цели и задачи курса «Игралочка» В соответствии с принятым в курсе «Игралочка» методологическим подходом его основной целью становится не столько формирование у детей математических представлений и понятий, сколько создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни. Задачи математического развития в курсе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка. Так, приоритетными задачами в курсе «Игралочка» являются развитие: · логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях); · мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия); · сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение); · любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.); · находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач; · вариативного мышления, воображения, творческих способностей; · мелкой моторики; ознакомление: · с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления); · с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.); формирование опыта: · аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений; · работы по правилу и образцу; · фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины; · выбора способов преодоления затруднения; · постановки учебной (познавательной) задачи, планирования своих действий; · проверки результатов своих действий, исправления ошибок; воспитание: · нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других); · положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет.
Организация образовательного процесса В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод, который означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают «открытия». В ходе таких игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой. Большое внимание в курсе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с дошкольниками в данном курсе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности. Дети не замечают, что идет обучение, − они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности. Дидактической основой организации работы с детьми в курсе «Игралочка» является система дидактических принципов. Специально организованная деятельность по формированию элементарных математических представлений (непосредственно образовательная деятельность) в курсе «Игралочка» проводится в технологии «Ситуация», которая является модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон для дошкольной ступени. Именно поэтому курс математического развития дошкольников «Игралочка» является стержнеобразующим технологическим звеном программы «Мир открытий». В курсе «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций: · образовательные ситуации «открытия» нового знания; · образовательные ситуации тренировочного типа; · образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые).
Особенностью образовательных ситуаций «открытия» нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области. Параллельно с этим дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного метода. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают следующие способы преодоления затруднения: «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает».
|
Календарь
Архив записей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||