Программа «Здоровье» В.Г. Алямовской
Цель: воспитание дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства.
Автор предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами:
1. Обеспечение психологического благополучия («Комфорт»).
2. Охрана и укрепление здоровья детей («Труппы здоровья»).
3. Духовное здоровье («Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»).
4. Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям («Этикет», «Личность»). Программы познавательного развития дошкольников
Задачи программы:
- укрепление здоровья;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств;
- создание условий для реализации потребности в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей, способностей
- приобщение к традициям большого спорта
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» (В. Г. Алямовская)
Программа представляет комплексную систему воспитания ребенка-дошкольника здорового физически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного.
Программа включает четыре направления:
1. Физическое здоровье— программа «Группы здоровья».
2. Психологическое благополучие— программа «Комфорт».
3. Духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя».
4. Нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».
Созданию программы «Группы здоровья» способствовали результаты проведенного исследования, которое убедило коллектив в том, что по общепринятой программе физического воспитания, рекомендованной «Программой воспитания и обучения в детском саду», не реализуется потребность детей в движении.
Автор стремилась разработать такую систему физического воспитания, которая бы не заорганизовывала детей, а решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась дет
Итогом пятилетней работы с 1985 по 1990 год явилась программа «Группы здоровья» — это комплексная система физического воспитания детей, которая рассчитана на все
возрастные группы детей.
При разработке новой системы физического воспитания автор руководствовалась результатами исследований лаборатории И. А. Аршавского, опиралась на работы Ю. Ф. Змановского, И. И. Туртова, систему К. Купера, учитывала взгляды Н. М. Амосова.
Задачи программы:
• укрепление здоровья;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• развитие физических качеств;
• создание условий для реализации потребности в двигательной активности;
• выявление интересов, склонностей, способностей;
• приобщение к традициям большого спорта.
Содержание программы раскрывается не в соответствии с возрастными группами, а по направлениям. Программа включает в себя пять разделов.
В первом разделе представлены организация и методика проведения разных вариантов физкулътурно-оздоровителъных мероприятий:
• утренняя гимнастика (в виде подвижной игры, танцевально-ритмической гимнастики, спортивной тренировки смешанного типа, на тренажерах, на полосе препятствий, оздоровительный бег на воздухе);
• физкультурное занятие (обычного типа, сюжетно-игровое, на танцевальном материале, на спортивных тренажерах, занятие-прогулка, занятие-зачет, тренировка, занятие серии «Забочусь о своем здоровье», игровое);
• гимнастика после сна (игровая, на тренажерах, оздоровительный бег, лечебно-восстановительная, музыкально-ритмическая).
Автор уделяет внимание проведению утренней гимнастики и физкультурных занятий на воздухе (из 4-х занятий одно проводится в зале), что позволяет создать оптимальный двигательный режим. Отличительная особенность планирования утренней гимнастики заключается в том, что на месяц составляются 3-4 комплекса, которые используются педагогом в соответствии с погодными условиями.
В приложении описана система обучения детей группы раннего возраста основным видам движений в течение года.
Во втором разделе раскрывается организация лечебно-профилактической работы. Здесь представлены план лечебно-профилактических процедур в течение года, система закаливания в каждой возрастной группе, требования, предъявляемые к одежде детей при проведении занятий на воздухе, в группе.
В третьем разделе кратко представлена диагностика физического развития, поскольку автор ссылается на рекомендации программы «Радуга». В приложении дается образец индивидуальной диагностической карты дошкольника.
В четвертом разделе программы уделяется внимание воспитанию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. В разделе перечисляются основные направления воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни: привитие культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о строении тела человека, обучение детей уходу за своим телом.
В пятом разделе описываются особенности совместной работы ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка.