ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Поиск
|
Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возрастаРебенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста Авторы: под ред. Дыбиной О.В. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с. - (Программа развития). Рубрика: От 3 до 7 лет Аннотация: В программе, основанной на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника, определены содержание и задачи интеллектуально-личностного развития ребенка, решаемые в ходе поисково-познавательной деятельности. Представлены также методические рекомендации по реализации программы. Программа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений, методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием детей дошкольного возраста. Предисловие Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого). Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т.д. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем отчетливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения. Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Программа «Ребенок в мире поиска» носит инновационный характер и является результатом исследований О.В. Дыбиной и обобщением экспериментальной работы по организации по¬исково-познавательной деятельности детей на базе дошкольного образовательного учреждения № 140 АО «АвтоВАЗ» (г. Тольятти)*. В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развернутая характеристика содержания основных тем («Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир») и блоков деятельности (информационный, действенно-мыслительный, преобразования), что поможет взрослому целостно представить содержание работы. Цель программы состоит в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. Задачи программы 1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей. 2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). 3. Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия. 4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру. Особенности программы 1. Содержание педагогической работы строится на основе по¬нимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.). 2. Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности. 3. Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир» с направлениями развития поисково-познавательной деятельности детей. 4. Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Культурные средства (по концепции Л.С. Выготского), которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организо¬вывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира. 5. Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умения видеть явления и предметы в перспективе). Разделы программы 1. Теоретическое обоснование. 2. Содержание объектов поисково-познавательной деятельности. 3. Программные задачи и их поэтапная реализация (по возрастам и блокам деятельности). 4. Методические рекомендации. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 2004; Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2002; Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2004; Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2003; Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни: Сценарии игр-занятий. М., 2003; Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2004. Кроме того, для более успешной работы можно использовать рабочие тетради «Ребенок в мире поиска» для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. |
Календарь
Архив записей
|