Приветствую Вас Гость | RSS

МБДОУ "ДС № 1"

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Поиск

Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста

Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста

Авторы: под ред. Дыбиной О.В.

М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с. - (Программа развития).

Рубрика: От 3 до 7 лет

Аннотация:

В программе, основанной на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника, определены содержание и задачи интеллектуально-личностного развития ребенка, решаемые в ходе поисково-познавательной деятельности.

Представлены также методические рекомендации по реализации программы.

Программа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений, методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием детей дошкольного возраста. 

Предисловие

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого).

Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т.д. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем отчетливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения.

Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Программа «Ребенок в мире поиска» носит инновационный характер и является результатом исследований О.В. Дыбиной и обобщением экспериментальной работы по организации по¬исково-познавательной деятельности детей на базе дошкольного образовательного учреждения № 140 АО «АвтоВАЗ» (г. Тольятти)*.

В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развернутая характеристика содержания основных тем («Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир») и блоков деятельности (информационный, действенно-мыслительный, преобразования), что поможет взрослому целостно представить содержание работы.

Цель программы состоит в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи программы

1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Особенности программы

1. Содержание педагогической работы строится на основе по¬нимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.).

2. Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.

3. Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир» с направлениями развития поисково-познавательной деятельности детей.

4. Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Культурные средства (по концепции Л.С. Выготского), которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организо¬вывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.

5. Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умения видеть явления и предметы в перспективе).

Разделы программы

1. Теоретическое обоснование.

2. Содержание объектов поисково-познавательной деятельности.

3. Программные задачи и их поэтапная реализация (по возрастам и блокам деятельности).

4. Методические рекомендации. 

Для реализации данной программы в воспитательно-образовательном процессе целесообразно использовать материал, представленный в следующих методических пособиях:

Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 2004;

Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2002;

Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2004;

Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2003;

Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни: Сценарии игр-занятий. М., 2003;

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2004.

Кроме того, для более успешной работы можно использовать рабочие тетради «Ребенок в мире поиска» для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет.

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Вход на сайт
Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт создан : сентябрь 2015 год
МБДОУ "ДС № 1" © 2024
uCoz