Аннотация к программе «Цветные ладошки»
Автор: И.А. Лыкова
Образовательная область «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка) осуществляется по программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки», является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. В основе программы лежат разработки Лыковой Ириной Александровной, которая является кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования. Программа предназначена для работы с детьми старшего, среднего и младшего дошкольного возраста.
Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет, строится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на художественно-эстетическое развитие, восприятие явлений окружающей деятельности, где человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.
Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведения искусства) и предметов окружающего вида как эстетических объектов.
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключенного в художественную форму.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Интеграция образовательной области «Художественное творчество» строится на основе принципа взаимосвязи с другими образовательными областями, обеспечивая оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Планируемые результаты освоения программы:
Субъективная новизна, оригинальность и вариантность, как способов решений творческой задачи, так и результата детского творчества.
Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
Индивидуальный «почерк» детской продукции.
Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественной выразительности.
Способность к интерпретации художественных образов.
Общая ручная умелость.
Идея программы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятии, исполнительства, творчества – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.
Дидактические принципы построения и реализации программы:
принцип культуросооброзности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.